Михайлов Александр Яковлевич

Актёр театра и кино. Народный артист России (1992)


Биография
Родился в поселке Цугульский Дацан Оловяннинского района Читинской области 5 октября 1944 года. Детство Александра Михайлова пришлось на голодное послевоенное время. После того как сгорел дом, семья ютилась в сырой землянке. Степанида Наумовна даже в этих тяжелейших условиях старалась сделать все возможное, чтобы воспитать сына хорошим человеком. Она работала судомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы – словом, выполняла тяжелую работу. Именно она впервые приобщила сына к прекрасному, – пела ему народные песни и частушки, аккомпанируя на балалайке.

Несмотря на то, что Александр рос в степях, он с ранних лет бредил морем, мечтал связать свою жизнь с Тихим океаном. После 7-го класса по настоянию Александра семья переезжает во Владивосток. Там Александр хотел поступать в мореходку, но поскольку возраста не хватило, поступил в ремесленное училище(1959-1961гг), где получил специальность слесаря. В 1961-1963 работал на рыболовецких судах. После окончания ремесленного поступил работать на дизель-электроход «Ярославль» учеником моториста. Через некоторое время, изучив азы профессии, перешёл на дизель-электроход «Курган». Два года ходил по морям: Охотскому, Берингову, Японскому, был на Аляске, в Бристольском заливе.  За время плавания приобретал бесценную жизненную школу.

По первым вехам биографии вряд ли можно было догадаться, что Александр станет актёром. Выпускник ремесленного училища, моряк Тихоокеанского флота, электромеханик на заводе, а затем – на швейной фабрике… Совершенно случайно Александр Михайлов оказался на  дипломном спектакле выпускников Дальневосточного института искусств. «Тем самым спектаклем», изменившим жизнь, оказался чеховский «Иванов». После этого спектакля Александр Михайлов заболел театром.

Путь к театру оказался нелёгким. Понадобился еще год, прежде чем Александр, преодолев множество преград,  реализовал свою мечту: решился на такой поступок - поступил на актерский факультет того же Дальневосточного института искусств. Рассказывает Александр Михайлов: «Однажды вижу объявление: «В институте  объявляется дополнительный набор на театральный факультет». Я как стоял, так и рванул туда. Примчался - и к вахтерше: «Где тут в артисты берут?» И вот встретила меня великая женщина Вера Николаевна Сундукова. Что-то Вера Николаевна во мне углядела, потому что не выгнала, а велела выучить хотя бы басню и прийти завтра.
Всю ночь учил, чего-то с грехом пополам выучил. А утром меня приняли. Как я понимаю, авансом. Потому что читал я ужасно и к тому же являл собою нечто вроде пылающего факела. Может быть, меня даже из милосердия взяли, боялись, что я тут же у них на глазах и помру...»

И всё же, актёром он себя почувствовал не сразу (первые два года Александр Михайлов был постоянно на грани исключения из института «за профнепригодность»): «Это случилось, когда я учился на втором курсе Театрального института во Владивостоке, – вспоминает Александр Яковлевич. – На экзамене по мастерству я сыграл роль Нагульнова из «Поднятой целины». Именно тогда во мне произошел своеобразный перелом. Я вдруг почувствовал себя именно Нагульновым, постиг его темперамент, жесткость, юмор, драму и трагедию его жизни. И все это я сыграл, да нет, пожалуй, по-настоящему прожил. Педагоги поверили в меня и оставили в институте, но главное, я сам впервые поверил в себя».

После окончания института в 1969 году А. Михайлов стал актером Приморского краевого драматического театра имени Горького (г.Владивосток), где дебютировал ролью Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание». Через год он перешел в Саратовский академический театр драмы, где проработал 10 лет(1970-1979гг.), создавая такие сложные и многогранные образы русского и зарубежного классического репертуара, как Константин в «Детях Ванюшина», князь Мышкин в «Идиоте», Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске».


В 1980 году Александр Михайлов принял решение окончательно перебраться из Саратова в Москву. Причем произошло это почти спонтанно. Актер Театра имени Ермоловой Всеволод Якут, с которым Михайлов снимался в фильме «Белый снег России», прямо в аэропорту сделал ему предложение играть в его театре. Михайлов думал всего лишь пятнадцать минут, после чего дал свое согласие. Его первыми ролями на сцене нового театра были: Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване».


На киноэкране дебютировал главной ролью (бригадира сварщиков Алексея Углова) в фильме "Это сильнее меня" (1973, режиссёр - Ф.Филиппов), после чего обаятельного и фактурного актёра стали охотно приглашать в основном на главные и положительные роли в кино и телефильмах. Наиболее заметной из ранних экранных работ Михайлова стал деревенский шофер Федор в фильме "Приезжая"(1977, режиссёр - В.Лонской). После этого фильма Александр Михайлов вошел в разряд самых снимаемых актеров советского кино. Только за последующие три года он снялся в семи фильмах: «Так и будет», «Похищение «Савойи», «Чрезвычайные обстоятельства», «Через тернии к звездам» и др.

Сыграв знаменитого шахматиста Алехина в фильме "Белый снег России" (1980, режиссёр - Ю.Вышинский), Михайлов заявил о себе в кино как серьезный драматический актёр. Расширению его экранного амплуа способствовали отрицательные роли в сериале "Следствие ведут знатоки" и фильме "Белый ворон" (1981, режиссёр - Лонской). В 1981 <за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство> Михайлов был удостоен премии Ленинского комсомола. Зрительский успех (лучший актёр 1982 года по результатам опроса журнала "Советский экран") и Государственную премию РСФСР им. бр. Васильевых (1983) Михайлову принесла роль Павла Зубова в картине "Мужики!.." (1981, режиссёр - И.Бабич). После роли в этом фильме Александр Михайлов узнал, что такое популярность – его стали узнавать на улицах. Хотя эту роль мог сыграть другой актёр – Михайлов трижды отказывался играть в фильме: «Мне не очень приглянулся сценарий: показалось, что это неинтересная мелодрама, – признался актёр в одном из интервью. – Но когда меня познакомили с человеком, судьба которого легла в основу сценария, то я дал свое согласие. И нисколько об этом не пожалел, считаю, что это правильный выбор».

До конца того десятилетия Михайлов продолжал активно сниматься, записывая на свой счет фильмы самых разных жанров. Всего в период 1982-1990 годов он сыграл еще в 17 картинах. Это были фильмы: «Бешеные деньги» Евгения Матвеева, «Фронт в тылу врага» Игоря Гостева, «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Признать виновным» Игоря Вознесенского, «Мы веселы, счастливы, талантливы» Лександра Сурина, «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова, «Победа» Евгения Матвеева и др.

Среди киноработ этих лет наиболее заметной стала острохарактерная роль Васи Кузякина в комедии "Любовь и голуби" (1984, режиссёр - В.Меньшов), которую признанный "реалист" Михайлов играл в ранее не свойственной ему условной, почти гротесковой манере. Но зрители продолжали любить героичного и положительного Михайлова, признав его актёром года (1986) за роль Павла Шорохова в криминальнальной мелодраме "Змеелов" (1985, режиссёр - В.Дербенев). Актер же, естественно, стремился к более сложным образам, таким, как чудаковатый Петя, упорно ищущий снежного человека "Мы веселы, счастливы, талантливы" (1986, режиссёр - А.Сурин), или искушаемый славой и успехом актёр Васнецов из фильма "Мужские портреты" (1987, реж. Лонской).

Одной из самых интересных экранных работ Михайлова стала драматичная, эпическая по масштабу роль Флягина в картине "Очарованный странник" по роману Н.С.Лескова (1990, режиссёр - И.Поплавская).

С 1985 года Александр Михайлов – артист Государственного академического Малого театра. Среди крупных творческих удач Александра Михайлова на старейшей московской сцене – Константин («Дети Ванюшина» С. Найденова), Джеймс («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила), Вайнер («...И Аз воздам» С. Кузнецова), Хрущев («Леший» А.П. Чехова), Иоанн Грозный («Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого), Дорн («Чайка» А.П. Чехова), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова). Эти образы позволяют увидеть, что артист обладает широчайшим творческим диапазоном. Его царь Иоанн величественен даже в своем падении, унижении и раскаянии. Играя роль Иоанна Грозного, Михайлов достигает поистине трагических высот, заставляя зрителей испытывать почти мучительное сострадание. ". Его Грозный по пластическому рисунку напоминал Иоанна в исполнении Н.К.Черкасова в фильме С.М.Эйзенштейна и так же трактован Михайловым с акцентом на драматизм судьбы и личностную значительность этой сложной исторической фигуры. Талант артиста позволяет выстроить каждую роль с виртуозной точностью и безупречным вкусом. Работая над образом Иоанна Грозного, Александр Михайлов изучал исторические источники, рассказывающие об этом царе, и пришел к выводу, что расхожее мнение об Иоанне Грозном как о кровожадном злодее неверно, а царь Иоанн был яркой, выдающейся личностью своей эпохи. Это углубление в историю нашло отражение в трактовке артистом своей роли.

Участие в спектакле «Царь Иоанн Грозный» (первоначально – «Смерть Иоанна Грозного») едва не стоило актеру жизни. Репетируя эту роль, Александр Михайлов внезапно почувствовал, как из него стала уходить энергия: он по три - четыре часа приходил в себя после каждой репетиции. Будучи человеком сильно верующим, Михайлов отправился к своему батюшке. Помолился, поговорил. Батюшка настоятельно посоветовал добиться того, чтобы из названия спектакля – «Смерть Иоанна Грозного» - убрали слово «смерть». Михайлов обратился с просьбой к художественному руководителю театра Юрию Соломину и директору театра В. Коршунову. Но те не решились нарушить традицию и оставили прежнее название. Уходя от них, Михайлов произнес, как оказалось, пророческую фразу: «Быть беде».

Александр Михайлов успел сыграть всего лишь шесть спектаклей. В июне 1995 года, отыграв последний, он отправился на дачу. Внезапно по дороге у него пошла горлом кровь. К счастью, рядом оказался его коллега по театру актер Александр Потапов, который сумел вовремя вызвать врачей. Михайлова привезли в институт Склифосовского, когда он уже потерял полтора литра крови. Ему сделали операцию. Еще через две недели он вернулся домой, но ненадолго. На третьи сутки Михайлову вновь стало плохо, и он снова попал в больницу - на этот раз с заворотом кишок. Врачи буквально «вытянули» его с того света, сделав ему вторую полостную операцию. После нее актер еще четыре месяца провел вдали от дома: сначала в больнице, затем в санатории. Когда в ноябре того же года он, наконец, вернулся домой и вновь приступил к репетициям в театре, роковой спектакль носил уже другое название: «Царь Иоанн Грозный».

Александр Михайлов отдает предпочтение русской классической литературе. Среди его любимых поэтов и писателей – А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, С. Есенин, И. Ильин, В. Распутин, Василий Шукшин, Г. Шпаликов, В. Ерчак, В. Николаев и другие. Из зарубежных авторов выделяет Джека Лондона. Занимается спортом – волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. Свободное время уделяет общению с природой. Близким другом у Александра Михайлова был Михаил Евдокимов. И сегодня Александр Яковлевич является Президентом Фонда им. М.С.Евдокимова.

Актер много участвует в антрепризных спектаклях, в частности играет в комедиях «Держись, Голливуд!», «Старая дева» и «Любовь – не картошка, не выбросишь в окошко», где его партнершами по сцене стали Инна Чурикова, Зинаида Шарко и Нина Усатова. Комедию «Любовь – не картошка…» Александр Яковлевич называет самым русским спектаклем из всех, сегодня ему известных. И эта русскость для него – высшая оценка.

В 1997 году Александр Михайлов дебютировал как певец, составив концертную программу из русских и казачьих песен, с которой выступал в филиале Малого театра и гастролировал по стране. С тех пор актер часто выступает перед зрителями с концертными программами. Аккомпанируя себе на гитаре, он исполняет русские романсы, песни времен Гражданской войны, казачий фольклор... (собиранием фольклора Александр Яковлевич занимался в поездках по родным местам). Вот что об этом увлечении рассказывает сам актёр: «Я всегда любил петь, пою русские народные песни и романсы, казачий фольклор. Играю на гитаре и всегда беру её с собой в дорогу. Фольклор собираю в поездках по родным местам. А любовь к песне, как, наверное, у многих сибиряков, с детства: еще отец учил меня петь казачьи песни.  Вместе с группой «Хорус» под руководством Евгения Бедненко  мы сделали музыкальную программу «Очарованные странники». Иногда я выступаю и перед небольшой камерной аудиторией. Здесь зрители приходят именно на меня, актёра Александра Михайлова. Я захожу в зал со свечой, зажигаю её и беру в руки гитару… Я выступаю там, где людям не очень хорошо. Ездил в тюрьмы, детские дома, бывал с концертами  в Чечне. Словом, гастролирую везде, где наш брат-артист бывает редко».

За последнее время, работами Александра Михайлова в кино являются сериалы: «Юнкера», «Дедушка в подарок», «Круиз».

В одном из интервью, на вопрос: «Считаете ли себя сильным человеком?» - Александр Михайлов ответил: «В зависимости от ситуации. Я не умею быть нахрапистым, но умею дружить, и для меня очень важны слова: честь, достоинство, любовь, дружба. Когда-то мой дед сказал: «Люби Родину больше, чем свою жизнь. Сердце отдай людям. Душу - Господу Богу. А честь оставь себе». С годами я понял, что только так и нужно жить. Этого же я хотел бы пожелать всем своим соотечественникам. Уважать себя, никогда не кривить душой и не предавать себя».

В настоящее время Александр Михайлов живёт и работает в Москве.


Призы и награды:

 Лауреат премии Ленинского комсомола (1981)
Лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран» (1982, за роль в фильме «Мужики!»)
Лауреат Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1983, за фильм «Мужики»)
Лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран» (1985, за роль в фильме «Змеелов»)
Лауреат Приза за лучшую мужскую роль на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, фильм «Очарованный странник»)
Лауреат Спец. приза жюри РКФ «Литература и кино» в Гатчине (1997, за фильм «Милый друг давно забытых лет...»)
Лауреат Приза «За личный вклад в искусство кино и театра приз «9288 километров» на МКФ «Pacific meridian» во Владивостоке (2003, фильм «Благословите женщину»)
Лауреат Спец. приза президента республики Беларусь «За сохранение и развитие духовности в киноискусстве» на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (2007)
Кавалер ордена Почета (1999)
Кавалер ордена «За Заслуги перед Отечеством» IV степени (2005)


Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Федор Раззаков, «Александр Михайлов» («Досье на звезд», 1998);
Александр Михайлов на сайте Международного Объединенного биографического центра;
Василий Зимин, «Александр Михайлов». («Культура Саратова»- 27.09.2006)
Александр Михайлов на сайте «Википедия»

Сайт Малого театра, Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ,